Интервью с Даниилом Алексеевым

Интервью с Даниилом Алексеевым
17.08.2016

Расскажите о том, как начался ваш путь в писательстве.

        Мне кажется это у нас семейное. Мой дед Константин Николаевич Алексеев был замечательным рассказчиком. В детстве он рассказывал нам множество историй правдивых и сочинённых им самим. Его сын и мой отец Юрий Константинович унаследовал от него этот талант. Особенно запомнился цикл рассказов о неуловимом советском разведчике Иван Ивановиче, которому всегда удавалось переиграть фашистов. Потом мы с отцом и братом совместно сочиняли устные рассказы о его подвигах.

        Первым произведением на бумаге стало «Путешествие Васи Емельянова в сказку», написанное в 4-м классе и бывшее домашним заданием по литературе. Эту сказку признали лучшей в классе, чем я очень гордился. Позднее её опубликовали в Краевой детско-юношеской газете «Прибой».

        В юности пытался писать фантастические рассказы, потом переключился на фэнтези. Став членом клуба толкинистов «Мэллон» и погрузившись в эту среду, начал писать «Хроники Пятой Эпохи» о событиях в Средиземье через 600 лет после падения Саурона. После распада СССР нас захлестнул негатив. Хотелось чего-то доброго и светлого. Так я начал сочинять роман в жанре фэнтези «Кольцо Судьбы», кольцо судьбы.jpgоснованный на воспоминаниях о добрых сказках детства и наивной чистой первой любви.

Как вы начали писать для детей? 

         В феврале 2011 года жена нашла объявление издательства «РОСМЭН» о конкурсе «Новая детская книга». Произведения, победившие в каждой из двух номинаций, обещали опубликовать отдельными книгами, а финалистов в младшей возрастной группе в сборнике. У меня была мысль отправить в младшую номинацию «Путешествие Васи Емельянова в сказку», но я не смог его найти.

         «А слабо тебе написать новую сказку?» - спрашивали жена и друзья. В итоге я решил попробовать. Для разнообразия главным героем решил сделать не мальчика, а девочку. Так появилась Оля. Я думал, что возраст номинации 3-9 лет (на самом деле 3-7), поэтому ей 9 лет.

         Оля унаследовала черты любимых героинь моего детства. В память об Алисе Селезнёвой из знаменитого цикла Кира Булычёва у неё светлые волосы. Но в моей пятой истории «Спасти Белоснежку»  ей пришлось перекраситься в чёрный цвет. От Пеппи Длинныйчулок она унаследовала веснушки, а от Элли из «Волшебника Изумрудного города» косички. Кстати, в этом году исполняется 125 лет со дня рождения моего любимого детского писателя Александра Мелентьевича Волкова написавшего легендарный цикл о приключениях Элли и её сестры Энни. Эти книги нам в детстве читала мама, а папа нарисовал карту Волшебной страны, которая висела рядом с нашей двуспальной кроватью. Поэтому именно книги Волкова стали образцом, когда мы делали книгу «Оля в Мире Сказок». В ней тоже много красивых цветных иллюстраций и карта «Мира Сказок», за которые отдельное спасибо белорусскому художнику Павлу Левчуку. Более того, отдавая дань уважения Волкову, я посвятил ему четвёртую историю из приключений Оли, которая называется «Серебряные башмачки». В ней, по просьбам читателей, Оля попадает в Страну Жевунов и встречается с многими персонажами Волкова: своей ровесницей Элли, пёсиком Тотошкой, вороной Кагги-Карр, волшебницей Виллиной, Урфином Джюсом и филином Гуамоко.

Какое, по Вашему мнению, главное качество детского писателя? 

         По-моему, как ни банально – доброта. Все мы родом из детства. Именно тогда закладываются основы нашего мировоззрения. Поэтому от писателя во многом зависит, доброго мы получим человека или злого, отзывчивого или равнодушного. Помните как у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

Есть ли примерный портрет вашего читателя?

        У нас часто говорят о «целевой аудитории», однако детские книги должны нравиться не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые покупают книги и приучают детей к чтению. Естественно они читают детям те книги, которые нравятся им самим. Например, цикл «Оля в Мире Сказок» адресован главным образом младшему и среднему школьному возрасту, но нравился и детям 5-7 лет, и поколению их родителей, и даже бабушкам с дедушками. В то же время повесть «Принцесса, пиджак и Браслет» написана для взрослых, но её с интересом слушали и дети 9-11 лет. Так что я стараюсь писать для максимально широкой аудитории так, чтоб было понятно и интересно всем, можно было читать книгу всей семьёй.

         Как рождается идея новой книги? Сколько уходит времени на её написание? 

        У людей творческих многое зависит от вдохновения. А откуда оно берётся порой объяснить очень сложно. Два года назад я посетил концерт Валерии Ланской и Леонида Серебреникова. Вдохновившись, написал рассказ «Пиджак для актрисы», мне как раз хотелось попробовать себя в жанре реалистического рассказа. Но после отзывов читателей я не удержался и написал на его основе повесть-фэнтези «Принцесса, пиджак и Браслет».

         Сколько уходит времени, тоже трудно сказать. Многое зависит от вдохновения, свободного времени и стимула. К тому же я, поставив точку, часто через некоторое время возвращаюсь к тексту и нахожу в нём какие-то шероховатости. Так что приходится дорабатывать и редактировать. Часто с учётом отзывов.

Обложка Похищенной флешки.jpg        Стремитесь ли вы в книгах завести диалог на какие-то актуальные темы, или больше обращаетесь к вечным ценностям? 

         Трудно отделить одно от другого. Любовь, дружба, доброта, милосердие, сострадание – вечные ценности, они присутствуют во всех моих произведениях, но их практически невозможно оторвать от актуальных проблем современности.

         Разве не актуальны сегодня темы: взаимоотношения человека и природы, семейные конфликты, конфликт цивилизаций? Последняя тема наглядно проиллюстрирована на примере конфликта гнома Дарина и эльфа Флариндила в сказке «Похищенная флешка» из цикла «Оля в Мире Сказок».      Эльфы и гномы – совершенно разные расы. У них различные представления о прекрасном, разное мировоззрение и мироощущение. Поэтому достаточно маленькой искры, чтобы разгорелась ссора между «ушастым» и «бородатым недомерком». Но девочке Оле удаётся их примирить. Общий враг и полная опасностей дорога сближают Дарина и Флариндила, и постепенно они становятся друзьями.

         А ведь есть ещё «тёмные» расы. Тролли и гоблины словно специально существуют, чтобы герои их уничтожали. Меня всегда коробило, когда у любимого мной Толкина Леголас и Гимли соревновались, кто убьёт больше орков. Но, по Толкину, орки созданы Морготом из похищенных эльфов с помощью колдовства и жестокости как прямая им противоположность. Почему же тогда никто даже не пытается их расколдовать или искать с ними общий язык? С другой стороны, как утверждают исследователи, под орками Толкин имел ввиду азиатские народы, противостоящие «людям с запада». Тут напрашивается параллель с современным конфликтом коренного населения Европы с мигрантами, представляющими иные расы и культуры.

         Я развиваю эту тему в романе «Хроники Пятой Эпохи», особенно в главе «Красавица и чудовище».

         Девочка Оля в свою очередь заступилась за сидевшего в клетке тролля, в которого крестьяне кидали камнями и тухлыми яйцами, и оказалось, что тролли и гоблины не так уж плохи.

         А в повести «Между Светом и Тьмой» тема конфликта цивилизаций и вовсе центральная, на фоне невозможной любви эльфийского короля Талиона и троллины Трагиры. Кстати, на это произведение оказали влияние эмоции, переполнявшие автора вследствие бомбардировок беззащитной Югославии авиацией НАТО.

         В повести «Принцесса, пиджак и Браслет» всё началось с любовной лирики, но затем встал вопрос о том, как смогли демоны захватить власть на родине принцессы Ланы, находившейся под защитой Королевского Браслета. И здесь также наложили свой отпечаток последние события в мире, в том числе больно отозвавшийся в сердце каждого россиянина конфликт на Украине.

С какой книги лучше всего начать знакомство с вашим творчеством? Есть ли у вас некое «центральное произведение»? 

        Поскольку все люди разные, их могут заинтересовать разные мои произведения. Детям я бы рекомендовал начать с цикла «Оля в Мире Сказок» (он вошёл в книгу «Приключения Оли и Пирата Часть 1 Оля в Мире Сказок»). С ним тесно переплетается цикл «Приключения кота Пирата», который войдёт во вторую Оля и Пират-1.jpgчасть «Приключений Оли и Пирата». В нём рассказывается о детстве чёрного кота и его пути навстречу Оли и её друзьям.

         Тех, кто знаком с пьесами моего друга и соавтора Геннадия Нефёдова, возможно, в первую очередь заинтересуют наши совместные циклы «Опергруппа Игольс» и «Рыцарь Серёжа».

         Для любителей почитать «о жизни и любви» рекомендую реалистический рассказ «Пиджак для актрисы». Надеюсь, потом они заинтересуются и написанной на его основе повестью «Принцесса, пиджак и Браслет», которую советую почитать романтикам среднего возраста. «Кольцо Судьбы» должно быть интересно как подросткам, так и их родителям, ностальгирующим по своей юности и первой любви.

         А поклонников мира Толкина, которых благодаря фильмам становится всё больше, в первую очередь должна заинтересовать ироническая эпопея «Хроники Пятой Эпохи». В ней много юмора и приключений, но есть и серьёзные мысли. Это своеобразная попытка переосмысления наследия Толкина и всего, что с ним связано.

Кто на вас повлиял как на автора? 

        Я уже говорил о том влиянии, которое оказали на меня А. М. Волков, Кир Булычёв, Д. Р. Р. Толкин. К ним можно добавить Эдуарда Николаевича Успенского, Владимира Григорьевича Сутеева, замечательного драматурга Евгения Львовича Шварца и некоторых других. Из наших современников, безусловно, нужно выделить Джоан Ролинг, Наталью Щербу и Евгения Гаглоева. Кстати, в конце книги «Приключения Оли и Пирата» есть рубрика «Книгочей рекомендует», где я отдаю дань уважения авторам, чьё творчество меня вдохновляло. В ней библиотечный Книгочей (друг Оли, открывший ей путь в Мир Сказок) знакомит читателей с детскими писателями и их книгами (в основном теми, по страницам которых путешествует Оля). Это ещё и популяризация литературы, ведь, к сожалению, мне встречались дети, не знающие кто такой Волков или Кир Булычёв и даже такие, кто вообще не читал детских книг.

Есть ли у вас какая-то творческая сверхзадача? Одна большая цель, ради которой вы пишете все новые и новые книги? 

        Наверное, каждый писатель в глубине души думает: «Я напишу книгу, и она изменит мир. Прочитав её, люди поймут, «что такое хорошо, что такое плохо», и мир станет лучше, гуманнее и справедливее. К сожалению, в жизни всё гораздо сложнее. Но если мои книги заставят кого-то задуматься и стать хоть чуть-чуть «чище и добрее», значит, я писал их не зря.

Можете ли вы выделить в российской и мировой детской литературе какие-то общие тенденции? 

svet i tma.jpg         Современная детская литература, как и взрослая, стоит на трёх китах: приключения, юмор, любовь. И в первую очередь это касается литературы для подростков. Издательства интересуют большие остросюжетные произведения с продолжением. По формуле известного российского фантаста Сергея Лукьяненко в идеале таких книг должно быть семь. В это число как раз укладывается цикл о Гарри Поттере Д. Ролинг и цикл «Зерцалия» Е. Гаглоева. Шесть книг в цикле «Часодеи» Н. Щербы.

         Чтобы заинтересовать современного подростка воспитанного на кинофильмах со спецэффектами и компьютерных играх, произведение должно быть увлекательным и динамичным, полным тайн, драк и погонь, разбавленных юмором. Но в то же время в нём необходим разговор о проблемах актуальных для современных подростков: первая любовь, взаимоотношения с друзьями, сверстниками и учителями.

         В книгах для младшей возрастной категории тема любви может присутствовать в виде дружбы мальчика с девочкой, способной со временем перерасти в более сильное чувство, или любви их взрослых друзей, а может и вовсе отсутствовать. Но и здесь сегодня желательны тайны, приключения и добрый юмор.

Какие книги вы сами любили в детстве? А какие сейчас?

          В детстве я любил книги Волкова, Успенского, Астрид Линдгрен, естественно цикл про Алису Кира Булычёва, потом прочитал и многие другие его взрослые произведения, увлёкся фантастикой, а затем и фэнтези.

          Сегодня, как ни странно, на очередном витке вернулся к истокам. Кроме книг по работе перечитал многие любимые книги детства, учась у классиков детской литературы, открыл ранее неизвестные для себя их произведения. Например, очень понравился «Любимец» Кира Булычёва, я его перечитывал раз пять. Из современных писателей с удовольствием читаю книги Евгения Гаглоева, Натальи Щербы и Ольги Громыко. Участвуя в литературных конкурсах и читая произведения коллег, могу сказать, что у нас много талантов, произведения которых по-своему интересны, но они не всегда вписываются в формат издательств.

 Есть ли желание написать что-то для взрослого читателя? 

          Я уже говорил, что многие мои произведения писались для взрослой или широкой аудитории. До февраля 2011 года я вообще позиционировал себя как фантаст.

Какие планы у вас на будущее?

          Многое зависит от вдохновения. Но в любом случае, планирую продолжить свои сериалы и в первую очередь цикл «Оля в Мире Сказок». В частности сейчас работаю над шестой историей «Диверсия против Золушки», где таинственный Зложелатель бросает открытый вызов Оле. Кроме того, планирую продолжить наши совместные с Геннадием Нефёдовым циклы «Опергруппа Игольс» и «Рыцарь Серёжа», а также цикл в жанре фэнтези «Кольцо Судьбы».

Интервью брал Александр Холянов

Интервью с сайта "Новый день"


← Назад к списку